Новосибирская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах информирует!

        Основополагающие нормы государственно-правового регулирования отношений, связанных с выполнением государственного оборонного заказа; государственным контролем в сфере государственного оборонного заказа; определением основных принципов и методов государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также — продукция) по государственному оборонному заказу определены в Федеральном законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», во исполнение положений которого изданы многочисленные акты подзаконного характера.

        Одним из основных видов нарушений в рамках указанного закона является нарушение условий государственных контрактов, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, сроков поставки товаров.

        За совершение указанных нарушений предусмотрена административная ответственность (вид публично-правовой юридической ответственности) – нормы ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

        Так, нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ).

        Нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.55 КоАП РФ).

        Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования (ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ).

        Статьей 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

        Также типовыми нарушениями в сфере гособоронзаказа являются нарушения ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а именно необоснованный отказ от заключения контракта со стороны головного исполнителя или исполнителя гособоронзаказа. Ответственность за указанное нарушение установлена ст. 7.29.2 КоАП РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

        Статьей 14.55.2 КоАП РФ установлена ответственность за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу.

        Обращаем особое внимание на новеллах уголовного законодательства (Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), вследствие которых положения УК РФ дополнены охранительными нормами, установившими следующие составы преступлений:

— ст. 201.2. УК РФ – «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;

— ст. 201.3. УК РФ – «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»;

— ст. 285.5. УК РФ – «Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;

— ст. 285.6. УК РФ –«Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа».